Skip to main content

Двухэтажные вагоны с местами для сидения

Posted in

ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ОАО «ТВЗ», входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») начал выпуск для ОАО «РЖД» двухэтажных вагонов модели 61-4492 с местами для сидения. Первый поезд, состоящий из таких вагонов, уже несколько месяцев курсирует по маршруту Москва — Воронеж.

В Европе двухэтажные пассажирские вагоны с креслами для сидения давно стали привычными для поездок на расстояния 200 - 600 км. Теперь подобный подвижной состав появился и на сети ОАО «РЖД». Это пассажирские вагоны модели 61-4492.01 (с улучшенным интерьером) и 61-4492.02 (со стандартным интерьером).

При разработке вагонов была поставлена задача обеспечить максимальное удовлетворение пожеланий пассажиров и эксплуатационников на основе использования новейших технологий, оборудования и материалов преимущественно отечественного производства.

Двухэтажные пассажирские вагоны с местами для сидения модели 61-4492 (рис. 1) предназначены для перевозок пассажиров по электрифицированным участкам железных дорог колеи 1520 мм на направлениях, пригодных для эксплуатации подвижного состава габарита Тпр по ГОСТ 9238-2013.

Двухэтажный вагон с местами для сидения модели 61-4492

Рис. 1. Двухэтажный вагон с местами для сидения модели 61-4492 (фото: «Трансмашхолдинг»)

Основные характеристики вагонов приведены в таблице.

Созданием вагонов межобластного сообщения 61-4492 открыт новый этап развития производства отечественного двухэтажного пассажирского подвижного состава. Разрабатывая конструкцию их кузовов, ходовой части и оборудования, конструкторы Тверского вагоностроительного завода использо-вали опыт эксплуатации в реальных условиях созданных предприятием ранее двухэтажных вагонов моделей 61-4465, 61-4472, 61-4473, а также предложенные российскими компаниями новейшие технические решения в области систем кондиционирования и вентиляции, электрооборудования, информационных технологий. Все применяемые при изготовлении вагонов материалы и комплектующие прошли тщательную проверку на соответствие экологическим, санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам. Интерьер разработан совместно с итальянской компанией ItalDe- sign-Giugiaro (рис. 2).

Салон вагона 61-4492.02

Рис. 2. Салон вагона 61-4492.02 со стандартным интерьером (фото: «Трансмашхолдинг»)

Кузов вагона модели 61-4492

Вагоны выпускаются в климатическом исполнении У категории 1 (эксплуатация на открытом воздухе) по ГОСТ 15150 - 69. Нижнее рабочее значение температуры воздуха равно -40 °С, нижнее предельное значение температуры -45 *С. Конструкция вагонов обеспечивает устойчивую работу всех систем в условиях изменения наружной температуры со скоростью до 10 °С/ч.

Все элементы внутреннего оборудования выдерживают продольную инерционную нагрузку, соответствующую расчетному значению продольного ускорения 4g на уровне пола и 2g на уровне крыши (с промежуточными значениями, полученными путем линейной интерполяции). Элементы крепления кресел рассчитаны и испытаны на продольное ускорение 5g.

Технические характеристики вагонов модели 61-4492

Параметр Значение
Масса тары, не более, т 66,7
Максимальная статическая осевая нагрузка, кН 186,4
Габаритные размеры, мм:    
ширина кузова наружная
длина по плоскостям сцепления автосцепок
высота над УГР

 

3185(+3;-7)
26510±20
5250

Конструкционная скорость, км/ч 160
Число мест в вагоне:    
с улучшенным интерьером
со стандартным интерьером
со стандартным интерьером и зоной для установки
вендинговых аппаратов    
60
104
102

Цельнометаллические кузова несущей конструкции с вырезами для окон и дверей изготовлены из коррозионно-стойких сталей. Наружная обшивка боковых и торцевых стен и скатов крыши плоская, настил пола и серединной части крыши выполнен из гофрированных листов, между первым и вторым этажами предусмотрены перекрытия.

В вагонах применены боковые двери прислонно-сдвижного типа для посадки и высадки пассажиров (рис. 3) и сдвижные торцевые двери в межвагонных переходах. Все двери оснащены электромеханическим приводом. При достижении поездом скорости 5 км/ч привод боковых дверей автоматически блокируется в закрытом состоянии. Возможна принудительная блокировка всех боковых дверей поезда из штабного вагона. В случае отключения электропитания двери можно открыть вручную.

Боковая дверь вагона

Рис. 3. Боковая дверь вагона (фото: П. Яковлев)

Ходовая часть

Кузов вагона установлен на две тележки модели 68-4095 безлюлечного типа с торсионными стабилизаторами (рис. 4). Конструкция тележек обеспечивает требуемые параметры плавности при движении и устойчивость вагона с повышенным центром тяжести при значительной скорости и в кривых.

Тележки оборудованы разработанными ОАО «ВНИИтрансмаш» (г. Санкт-Петербург) торсионными стабилизаторами, которые были ранее применены на двухэтажных вагонах моделей 61-4465, 61-4472 и 61-4473 и успешно прошли проверку в эксплуатации. При разработке вагона 61-4492 в конструкцию стабилизаторов был внесен ряд изменений, направленных на повышение их надежности и долговечности.

Тележка 68-4095 вагона 61-4492

Рис. 4. Тележка 68-4095 вагона 61-4492 (фото: П. Яковлев)

Вагон оснащен дисковыми тормозами компании Knorr-Bremse с системой противоюзной защиты MGS2. В тамбурах, коридоре тормозного конца и салонах первого и второго этажа установлены стоп- краны.

Оснащение салона

Благодаря использованию современного оборудования обеспечены максимально комфортные условия для проезда пассажиров и работы проводников. Традиционным поставщиком экологически чистых туалетных комплексов для выпускаемого ОАО «ТВЗ» подвижного состава (рис. 5) является ООО «Промтехмонтаж» (г. Тверь). Необходимые санитарно-гигиенические показатели обеспечены за счет применения обеззараживателей воды и воздуха.

Санузел

Рис. 5. Санузел (фото: П. Яковлев)

В салоне используется экономичное и долговечное светодиодное освещение. В вагоне модели 61-4492.01 применено рассеянное освещение потолка типа «звездное небо». В основаниях кресел размещены индивидуальные розетки для подключения и зарядки электронных устройств. Кожаные кресла анатомического типа изготовлены компанией Grammer. При желании пассажиры могут развернуть их в нужном направлении, чтобы расположиться лицом по ходу движения поезда или по направлению к пассажиру, сидящему сзади (рис. 6).

Пассажирский салон вагона модели 61-4492.01

Рис. 6. Пассажирский салон вагона модели 61-4492.01 с улучшенным интерьером (фото: П. Яковлев)

Для обеспечения безопасности пассажиров и оперативного контроля все вагоны оборудованы видеонаблюдением. В пассажирских салонах первого и второго этажей, тамбурах, коридорах, на площадках лестниц установлены видеокамеры, информация с которых в режиме реального времени отображается на мониторе системы наблюдения, расположенном на пульте управления вагоном. Видеозапись сохраняется в течение одного месяца.

Обеспечению безопасности движения и удобству обслуживания пассажиров служит также программно-аппаратный комплекс «Система контроля, диагностики и управления» (СКДУ). Он проводит диагностику системы энергоснабжения вагона, тормозного оборудования, температуры буксовых узлов, работоспособности экологически чистых туалетных комплексов и уровня заполнения их бака-накопителя, состояния дверей с автоматическим приводом (открыто/закрыто/неисправность), установки пожарной сигнализации с передачей сообщения о пожаре на все вагоны и начальнику поезда, климатической системы и системы водоснабжения. Посредством СКДУ осуществляется управление климатическим оборудованием, запуском теста противоюзных устройств, информационными и маршрутными табло, наружными дверями.

В каждом вагоне установлены два кондиционера мощностью по 22 кВт. В теплый период года система кондиционирования поддерживает температуру в салоне и служебных помещениях в пределах от 22 до 26 °С. Система отопления — воздушная, с использованием калориферов на выходе из установок кондиционирования. В качестве дополнительных источников тепла применяются электрические нагреватели, установленные под окнами в пассажирских салонах, коридорах и служебных помещениях. В холодный период система отопления в штатном режиме поддерживает температуру воздуха в пределах от 20 до 24 °С при температуре наружного воздуха до -40 °С.

Для хранения багажа и верхней одежды предусмотрены багажные стеллажи и гардеробный модуль (рис. 7). В вагоне модели 61- 4492.01 с улучшенным интерьером на первом этаже имеется кухонное помещение. В пути следования поездная бригада разносит для пассажиров легкие закуски и напитки. В вагоне со стандартным интерьером предусмотрены места для установки вендинговых аппаратов (рис. 8).

Багажные стеллажи в отдельном помещении вагона

Рис. 7. Багажные стеллажи в отдельном помещении вагона (фото: П. Яковлев)

Вендинговый аппарат в вагоне со стандартным интерьером

Рис. 8. Вендинговый аппарат в вагоне со стандартным интерьером (фото: П. Яковлев)

В вагоне с улучшенным интерьером помимо общего салона имеется отдельное двухместное купе с телевизором (рис. 9).

Двухместное купе вагона 61-4492.01

Рис. 9. Двухместное купе вагона 61-4492.01 (фото: П. Яковлев)

Все вагоны модели 61-4492 оснащены автоматическими подножками с сигнализацией и датчиками, предотвращающими открытие и закрытие подножки в случае, если люди или какие-либо предметы находятся в опасной зоне. Оборудование подножек изготовлено ЗАО ПК «КМТ» (г. Санкт-Петербург; входит в ЗАО «Трансмашхолдинг»). Конструкция подножек позволяет обеспечить быструю высадку пассажиров с соблюдением требований безопасности.

Двойные шторы защищают пассажиров от ярких солнечных лучей днем и создают комфортные условия в темное время суток. В окнах второго этажа установлены радиусные стекла, примененные впервые в истории отечественного пассажирского вагоностроения. Все стекла окон, наружных боковых и торцевых дверей имеют серую тонировку, при этом коэффициент светопропускания составляет не менее 35% в видимой части спектра.

Особенности эксплуатации

Вагоны модели 61-4492 предназначены для эксплуатации в составе поездов постоянного формирования. Они снабжены разработанными ОАО «ВНИИтрансмаш» беззазорными сцепными устройствами БСУ-3 (рис. 10), гарантирующими надежное соединение и отсутствие рывков при движении. Герметичные межвагонные переходы компании Hiibner обеспечивают комфортные условия при переходе из вагона в вагон и отличаются пониженным износом. В отдельных случаях допускается оборудование вагонов автосцепкой типа СА-3, при этом межвагонный переход обязательно демонтируется.

Беззазорное сцепное устройство

Рис. 10. Беззазорное сцепное устройство (фото: П. Яковлев)

Централизованное энергоснабжение вагонов в пути следования и на стоянках обеспечивается по поездной магистрали номинальным напряжением 3000 В постоянного или переменного однофазного тока частотой 50 Гц. Повышенная надежность электрооборудования в эксплуатации достигается за счет применения резервной высоковольтной магистрали напряжением 3000 В, концевых коробок с увеличенной стойкостью к пробою и ряда других технических решений. Резервная магистраль рассчитана на длительную передачу мощности до 1200 кВт при номинальном напряжении и температуре окружающей среды ниже -10°С и до 600 кВт при температуре выше 10 °С. Переключение с основной магистрали на резервную осуществляется посредством устройства, исключающего доступ к оборудованию, которое находится под напряжением. Предусмотрена возможность питания вагонов во время стоянки от внешней трехфазной сети напряжением 380/220 В, частотой 50 Гц общей мощностью не менее 30 кВт, а также от аккумуляторной батареи емкостью не менее 275 А-ч.

Сформированный из двухэтажных вагонов с местами для сидения поезд №46/45 эксплуатируется с 31 июля 2015 г. на маршруте Москва — Воронеж. Уже на первый рейс поезда были проданы все билеты. Кроме того, этот поезд Москва — Воронеж, вмещающий 1320 пассажиров, был занесен в Книгу рекордов России в категории «Круглогодично действующий регулярный поезд дальнего следования с самым большим количеством пассажирских мест».

Поезд №46/45 Москва — Воронеж является самым быстрым на данном маршруте длиной 588 км: время в пути составляет 6 ч 35 мин. По данным АО «Федеральная пассажирская компания», в новогодние праздники с 30 декабря 2015 г. по 10 января 2016 г. в направлении Москва — Воронеж перевезено 12567 пассажиров, в обратном направлении-12781 пассажир. К середине января 2016 г. пробег поезда №46/45 Москва — Воронеж составил более 93 000 км.

В сентябре 2015 г. по итогам проводившегося некоммерческим партнерством «Объединение производителей железнодорожной техники» конкурса на лучшую инновационную разработку двухэтажный вагон с местами для сидения модели 61-4492 был удостоен второго места в номинации «Вагоны и путевые машины».

Железные дороги мира-2016, №2