Активное формирование сети железных дорог Российской империи происходило во 2-й половине XIX века, что было обусловлено как потребностями экономики, так и военными интересами государства В начале XX века была построена наиболее грандиозная дорога — Транссиб, соединившая европейскую часть страны и Урал с Дальним Востоком.
После Октябрьской революции все частные железные дороги были национализированы. Правопреемником МПС СССР в части железнодорожной сети, находящейся на территории России, стало Министерство путей сообщения РФ. Распад СССР, деградация экономики непосредственным образом сказались на железных дорогах России.
Россия имеет железнодорожную связь со смежными странами с одинаковой шириной колеи:
- Финляндия
- Эстония
- Латвия
- Литва
- Белоруссия
- Украина
- Грузия (железнодорожное сообщение закрыто по политическим причинам).
- Азербайджан
- Казакстан
- Монголия
Россия также имеет железнодорожную связь со смежными странами с различной шириной колеи:
- Китай — разрыв колеи —1,520 mm (4 ft 11+5⁄6 in)/1,435 mm (4 ft 8+1⁄2 in)
- Северная Корея — разрыв колеи —1,520 mm (4 ft 11+5⁄6 in)/1,435 mm (4 ft 8+1⁄2 in)
- Польша – через Калининградскую область 1,520 mm (4 ft 11+5⁄6 in) /1,435 mm (4 ft 8+1⁄2 in)
На сегодняшний день протяженность железных дорог Российской федерации составляет более 85 000 километров (128 000 вместе с дорогами не общего назначения) (2 место в мире), из которых 42 900 км. электрифицированы. Развитие и перспективы высокоскоростного движения.