Skip to main content

Маятниковые перевозки (Челночные перевозки)

Posted in

Маятниковые перевозки  выполняются поездными составами из однотипных вагонов. Подобным образом, как в случае перевозок маршрутными поездами они приспособлены к перевозке однотипного груза  и к однотипному оснащению на погрузочных и разгрузочных пунктах. Главная разница между маятниковыми (челночным) перевозками  и перевозками маршрутными поездами заключается в  том, что в первом случае после перевозки состав гружённых вагонов не распускается,  и вагоны не подлежат общему  диспетчерскому распределению. Вместо  этого группа вагонов в груженном или порожнем состоянии  направляется  в начальный или  другой погрузочно-разгрузочный пункт. В зависимости от количества  станций, между которыми курсирует маятниковый (челночный) поезд  и способа его  пробега (оборота)  маятниковые (челночные) участки можно  разделить на:   

  • классические  – поезд курсирует между  двумя определенными станциями,
  • кольцевые  – поезд  курсирует  между определенным количеством станций (больше двух) по  замкнутому кругу,
  • операционные (оперативные)  –  поезд курсирует между  разными  станциями железнодорожной сети, в зависимости от имеющихся перевозочных потребностей (например, маятниковые (челночные)  перевозки  зерна).

Помимо этого на маятниковые (челночные) поезда  не распространяются требования, относящиеся к  массе и/или длине поезда а также к обязательному прохождению поезда  через одну сортировочную станцию, что  свойственно  маршрутным поездам.   

Перевозки маршрутными поездами приносят железнодорожному предприятию  значительную выгоду, главным образом, за счет  снижения объема выполняемой перевозочной работы и более эффективного использования  имеющегося вагонного парка, чем это имеет место в случае  стандартных перевозок.