Skip to main content

Центральная Азия: единая крупная сеть железных дорог

железная дорогаШирина колеи в 1,52 м (изначально в 5 английских футов) характерная для железнодорожной сети СНГ и его последователей, является результатом стратегического выбора царя, который опасался захвата России противником, если у нее будет такая же ширина колеи, как у ее соседей (Это, однако,  не помешало в 1941 г. продвижению немецкой армии, железнодорожные войска которой, по мере перемещения фронта изменяли ширину колеи, сужая ее перемещением одного из рельсов или добавляя третий, что позволило поездам с обычной европейской шириной колеи продвигаться практически до Москвы). Он нанял на службу английского инженера Брейтвейта, который в восточных кантонах Англии уже построил несколько железнодорожных линий с шириной колеи в 5 футов.

Железные дороги были инструментом российской имперской экспансии, поскольку давали возможность контролировать огромные территории практически лишенные путей сообщения, редкие дороги которых было невозможно использовать большую часть года. Железные дороги были также важным стратегическим элементом во время гражданской войны после революции 1917.

С появлением СССР, одно очень централизованное государство сменило другое. Среди важных решений, влияющих на совместное использование, можно назвать применение  до 1955 г. автоматической сцепки системы Виллисон, электрификация в 3000 V = затем в 25000 V ~ 50 Hz.

Страны СНГ унаследовали сильную взаимодействующую систему, ориентированную на Москву, что не совсем соответствует потребностям на местах.