Skip to main content

Структура грузовых перевозок на железной дороге

Posted in

Существует множество критериев, на основании которых можно дать классификацию железнодорожных грузовых перевозок. При изучении конкретного вопроса подбор классифицирующих критериев, определяющих структуру перевозок, происходит с учётом специфики рассматриваемого вопроса. Ниже представлено несколько выбранных критериев, определяющих структуру грузовых перевозок.

В зависимости от такого критерия, как предмет перевозки можно выделить перевозки:

  • сыпучих и навалочных грузов,
  • жидких наливных грузов
  • газовых закачиваемых грузов
  • штучных стандартных грузов (нормированных)
  • штучных негабаритных грузов.
  • Согласно тому же самому критерию возможно разделение перевозок на:
  • перевозки мелких грузов,
  • перевозки массовых грузов,
  • перевозки сборных грузов  (распределённым по грузовым      единицам)
  • перевозки негабаритных грузов,
  • перевозки опасных груз.

Структура грузовых перевозок должна быть обозначена с учётом  концентрации их реализации. Так, например, в Польше в период с 2000 по 2006 годы на 8 крупнейших частных перевозчиков пришлось 90% выполненных перевозок на рынке.

С организационной точки зрения структура грузовых перевозок выглядит следующим образом (см. рис. 4).
 

Рис. 4. Организационная структура железнодорожных грузовых перевозок


Пространственная структура железнодорожных грузовых перевозок, представлена на рисунке 5.

Перевод надписей на рисунке:
около 3200 боковых путей
2100 станций с общедоступными путями
сухопутные порты
портовые пункты перегрузки
контейнерные терминалы

Промежуточные станции (участковые станции)
Сортировочные станции
Промежуточные станции (участковые станции)
Пункты погрузки

 


Рис. 5. Пространственная структура железнодорожных грузовых перевозок

 

Вагонопотоки
Организация грузовых перевозок заключается в главной мере в преобразовании потоков (групп) вагонов в составы сформированных поездов.   Различают группы вагонов в гружённом и порожнем состоянии.

С точки зрения организации важным является определение мест формирования и роспуска групп грузовых вагонов. Как правило, такими местами являются:

  • участковые и станционные пункты погрузки;
    • станционный пункт погрузки (СПП) – пункт (место) погрузки/выгрузки вагонов, находящихся на маневровой станции,
    • участковый пункт погрузки (УПП) – пункт погрузки, находящийся в орбите притяжения маневровой станции и одновременно за её границами,
  • обслуживаемые станции (т.е. станции, располагающие техническим персоналом, отвечающим за выполнение операций, связанных с движением поездов и маневровыми работами);
  • маневровые станции.