Skip to main content

Форум TRAKO 2015 - демонстрация роста в Восточной Европе

В Гданьске (Польша) более чем 600 участников из 20 стран демонстрировали свои разработки и продукцию на стендах общей площадью 20 тыс. м2 и на путях длиной 800 м. Выставке TRAKO 2015 сопутствовали многочисленные семинары, конференции, дискуссии и вручения престижных наград. В рамках форума проведено также Совещание ОСЖД по вопросам упрощения процедур пересечения границ.

В Гданьске 22-25 сентября 2015 г. прошел 11-й Международный железнодорожный форум TRAKO. Мероприятие проводится раз в 2 года и пользуется поддержкой международных отраслевых союзов: Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Союза европейской железнодорожной промышленности (UNIFE), Ассоциации железнодорожной промышленности Великобритании (RIA).

На выставке были представлены оборудование и технологии как всемирно известных компаний Bombardier, Alstom, Siemens, Voss- loh, Stadler, PESA, так и небольших предприятий. По сравнению с предыдущей выставкой 2013 г. число экспонентов увеличилось на 20%, наибольший рост продемонстрировала Чехия. Среди участников были представлены 347 компаний из Польши, 75 — из Германии, по 30 — из Чехии и Великобритании, 12 — из Австрии и по 6 — из Франции, Швейцарии и Словакии.

Выставка, организованная при содействии правительства Польши и государственной железнодорожной компании РКР, по мнению правительства страны, является крупнейшей в Польше и второй по значимости в Европе. Компания РКР, J существующая в виде акционерного общества с 2001 г., — крупнейший перевозчик в стране, в ведении которого находятся железнодорожные линии протяженностью 18,5 тыс. км и 2500 станций. При численности сотрудников 80 тыс. чел. компания перевозит 120 млн т грузов и 61 млн пассажиров в год. Объем инвестиций в инфраструктуру в 2012-2015 гг. вырос более чем в 2 раза: с 3,92 млрд до 8,54млрд злотых (2 млрд евро).

Экспозиция

Самая масштабная экспозиция была представлена как польскими подразделениями крупных международных компаний, так и местными средними и малыми предприятиями по производству оборудования, комплектующих и оказанию услуг в сфере железнодорожного транспорта.

Лидер транспортного машиностроения Польши — компания PESA впервые показала новый электропоезд Dart, предназначенный для межрегиональных перевозок.

Первые 20 восьмисекционных поездов Dart будут переданы компании РКР Intercity в 2015 г. Контрактом, который был подписан в мае 2014 г., предусмотрен дополнительный опцион на 10 поездов. Новые поезда наряду с приобретенными ранее 20 поездами Pendolino (Alstom) призваны обеспечить государственную программу по организации скоростных пассажирских перевозок между крупными городами страны.

Пассажирам Dart обеспечен комфорт в поездке продолжительностью до 8 ч при скорости движения 160 км/ч. Поезд со сквозным проходом по всей длине имеет два головных вагона и оснащен пневматической, рекуперативной, электродинамической и магниторельсовой тормозными системами. По заявлению руководства компании PESA, уровень локализации при производстве поезда Dart составляет 85%.

TRAKO 2015

Церемония открытия выставки TRAKO 2015

Конструкция поезда обеспечивает высокий уровень безопасности как для пассажиров, так и для персонала. Поезд протестирован на соответствие нормам стандарта TSI LOK&PAS и оснащен системой ERTMS уровня 2. Бортовые ретрансляторы сигналов сотовой связи и доступа к сети Интернет обеспечивают пассажирам возможность работать и получать развлекательный контент в течение всей поездки. Пол пассажирского салона поезда находится на уровне 760 мм от головки рельса. Для посадки с низких платформ предусмотрены две жестко закрепленные и одна выдвижная ступеньки. Следуя требованиям, предъявляемым к междугородным поездам, дополнительный комфорт пассажирам создают увеличенное расстояние между сиденьями, наличие прозрачных перегородок, отделяющих посадочные площадки от пассажирского салона. В соответствии со стандартом TSI PRM в поезде предусмотрены просторные площадки и туалеты для людей с ограниченными физическими возможностями, а также площадки для перевозки велосипедов и крупногабаритного багажа. Совершенная система визуального информирования предоставляет пассажирам необходимую в пути информацию. В поезде предусмотрен бар с кухней и салоном, где посетители могут расположиться сидя за столиками, а также помещения для обслуживающего персонала и перевозки почтовых отправлений.

Конструкция поезда предоставляет комфортные условия не только для пассажиров, но и для обслуживающего персонала. При разработке кабины управления учитывались пожелания машинистов, которым предстоит работать на этих поездах. Система видеонаблюдения постоянно контролирует зону посадочной площадки и пассажирских салонов. Благодаря возможности регистрации и анализа пассажиропотока операторская компания сможет оптимально планировать маршруты и график движения поездов.

Carl Weyer

Прицепной вагон одного из первых электрических трамваев Carl Weyer

Компанией также был представлен модернизированный дизель-поезд ATR 220, который с 2008 г. успешно эксплуатируется в Италии. Трехвагонный поезд с 152 местами для сидения имеет длину 55,57 м и рассчитан на максимальную скорость движения 130 км/ч.

Электровоз PESA 111 Eb Gamma с суммарной мощностью тяговых двигателей 5600 кВт обеспечивает силу тяги при трогании с места 300 кН и максимальную скорость движения 160 км/ч. Локомотив оснащен современным приводом с двумя тяговыми преобразователями и четырьмя инверторами, по одному на каждый двигатель. Кроме того, дизель-генераторная установка Marathon позволяет выполнять маневровые работы на неэлектрифицированных участках с поездом массой 3200 т на уклоне до 7%о либо переместить такой поезд на расстояние до 42 км. Электровоз оснащен системой рекуперативного торможения и соответствует нормам ЕС и требованиям эксплуатации на «пространстве 1520».

На открытой площадке выставки рядом с ретровагоном Carl Weyer, созданным в 1905 г., компания PESA представила трамваи JAZZ и Fokstrot. Трехсекционные трамваи Fokstrot перевозят пассажиров во многих городах мира. Дочернее предприятие АО «Уралвагонзавод» в кооперации с компанией PESA поставило 60 трамваев Fokstrot (серии 71-414 по российской классификации) для транспортной сети Москвы. В июле 2015 г. партнеры подписали соглашение о создании совместного предприятия, целью которого является организация в России производства полного цикла рельсового подвижного состава PESA.

Поезд Dart компании PESA

Поезд Dart компании PESA

Польская компания NEWAG, история которой начинается с королевских железнодорожных мастерских 1876 г., в настоящее время в сотрудничестве с такими ведущими мировыми изготовителями подвижного состава, как General Electric, Siemens, Stadler, Bombardier, занимается производством и модернизацией подвижного состава. На выставке компания представила пятисекционный электропоезд Impuls 45WE, предназначенный для пригородных и региональных перевозок. Однако конструкция поезда допускает его комплектацию для выполнения скоростных межрегиональных перевозок. Хорошая аэродинамика и низкое энергопотребление наряду с комфортными условиями в пассажирском салоне и кабине машиниста, а также совокупность эксплуатационных характеристик обеспечивают соответствие требованиям стандарта TSI. На испытаниях в августе 2015 г. электропоезд показал рекордную для подвижного состава польского производства скорость — 225,2 км/ч.

Шестиосный электровоз NEWAG Dragon при собственной массе 119 т обеспечивает тяговое усилие до 450 кН, что дает ему возможность вести грузовой состав массой до 4500 т. Такой показатель обеспечивают асинхронные тяговые двигатели с приводом на каждую ось, нагрузка на которые составляет 20 т, а также применение оригинальной системы защиты от юза и боксования. Общая мощность привода составляет 7200 кВт. Модульная конструкция дает возможность гибко адаптировать локомотив под требования заказчика. Так, возможны односистемное исполнение электровоза для питания от контактной J сети постоянного тока напряжением 3 кВ или переменного тока 15 кВ J частотой 16,7 Гц либо 25 кВ, 50 Гц, а также двухсистемное исполнение в расчете на питание постоянным током напряжением ЗкВ и переменным током напряжением 15 кВ частотой 16,7 Гц или 25 кВ, 50 Гц. Предусмотрена установка в локомотив дизель-генераторного модуля мощностью 2300 кВт. Электровоз оснащен микропроцессорной системой управления и бортовой диагностической системой, которая предоставляет визуальную информацию и регистрирует данные, на основе которых выполняется анализ и прогнозирование возможных неисправностей. Качество изготовления и высокие эксплуатационные характеристики локомотива подтверждены сертификатами IRIS и PN-EN ISO 9001:2009.

Один из стратегических партнеров железнодорожной промышленности Польши — швейцарская компания Stadler представила электропоезд FLIRT 3, который производится в сотрудничестве с компанией NEWAG на предприятии Stadler Polska. Для польского рынка электропоезд поставляется в двух модификациях: восьмивагонный вместимостью до 410 чел., предназначенный для межрегиональных перевозок компании РКР Intercity, и двухвагонный для пригородных перевозок в регионе г. Лодзь. В рамках региональной программы транспортной мобильности приобретено 20 таких поездов, по условиям контракта поезда находятся на обслуживании предприятия-изготовителя в течение 15 лет. Конечной целью этой программы является объединение железнодорожного и всех видов городского транспорта в единую систему.

Электропоезд Impuls 45WE компании NEWAG

Электропоезд Impuls 45WE компании NEWAG

Электровоз Dragon компании NEWAG

Электровоз Dragon компании NEWAG

На открытой площадке выставки также был представлен дизель- поезд Stadler GTW 4/12 (ATR 125 TRENORD), 11 таких поездов были приобретены в 2009 г. и успешно эксплуатируются в регионе Ломбардия (Италия). Четырехвагонный состав с 243 местами для сидения оборудован пневматической подвеской, кондиционерами
и приспособлен для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Поезд приводится в движение четырьмя дизель-электрическими агрегатами класса EURO IIIA+EURO ШВ мощностью по 290 кВт каждый, что обеспечивает силу тяги 160 кН и максимальную скорость движения 140 км/ч.

Германия была представлена как производственными (MAN, Vossloh, HUBNER, ROBEL и др.), так и транспортными компаниями — пассажирской Arriva и грузовой DB Schenker. Польское подразделение DB Schenker Rail было основано в 2009 г. Благодаря своему стратегическому расположению в центральной части Европы и доступу к портам на Балтике компания занимает лидирующие позиции в части грузовых перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов, в том числе в страны СНГ и Балтии. В 2014 г. при грузообороте 2,56 млн ткм доход компании составил 220 млн евро, в эксплуатации находятся 275 локомотивов и 4785 грузовых вагонов.

Один из мировых лидеров по поставке комплектующих для транспортных средств — немецкая компания ZF представила автоматическую реверсивную коробку передач, предназначенную для дизель-поездов, работающих на городских и пригородных линиях, которая позволяет снизить потребление топлива на величину до 20%, а также одноступенчатую высокопроизводительную коробку передач для высокоскоростных поездов, которая выпускается с разным передаточным отношением для скорости движения поезда до 250- 600 км/ч. Кроме того, компания представила прототип инновационной коробки передач с гибко изменяемым передаточным отношением Get2 Rail для электропоездов. Механизм дозирует и контролирует вращающий момент, передаваемый на ось колесной пары, что особенно актуально для метрополитена, где расстояние между остановками поезда порой не превышает 1 км и экономия электроэнергии может составить 5%. Инновационные решения, воплощенные в этом блоке, позволяют значительно снизить затраты жизненного цикла, повышают эксплуатационную эффективность привода и уровень комфорта для пассажиров.

Силовой блок поезда Stadler ATR 125

Силовой блок поезда Stadler ATR 125

Объединенный стенд компаний Arriva и DB Schenker

Объединенный стенд компаний Arriva и DB Schenker

Инновационная коробка передач Get2 Rail компании ZF

Инновационная коробка передач Get2 Rail компании ZF

Третью позицию после Польши и Германии по количеству участников выставки разделили Чехия и Великобритания. Чехия является традиционным партнером Польши в области транспортного машиностроения, свою продукцию демонстрировали компании Skoda, CZ Loko, Bonatrans, Legios Loco. Компания DAKO CZ представила свои разработки тормозных систем для современных электропоездов, поездов метров и трамваев, в том числе автоматическую тормозную систему для цистерн, учитывающую уровень загрузки вагона, и дисковую тормозную систему для платформ-контейнеровозов. В числе потребителей продукции DAKO CZ — машиностроительные компании Siemens, Stadler, Bombardier, Skoda, CZ Loko.

Британская экспозиция при участии Департамента торговли и инвестиций правительства этой страны и Ассоциации железнодорожной промышленности Великобритании демонстрировала продукцию небольших компаний — от средств обогрева стрелочных переводов (компания Proctor) до высокотехнологичного оборудования, предназначенного для дистанционного мониторинга железнодорожной инфраструктуры (МРЕС Technology), и комплексных решений для управления движением и сигнализации (Delta Rail).

Французская компания Saft разработала гибридный энергоблок, предназначенный для запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств. Сочетание аккумуляторов и суперконденсаторов обеспечивает высокую пиковую мощность блока. В энергоблоках для городского электрического транспорта компания предлагает использовать литий-ионные аккумуляторные батареи, изготовленные по технологии SLFP, которая в диапазоне температур 15 - 45 °С обеспечивает увеличение плотности энергии на 5% и удельной емкости на 25%. Аккумуляторы объединяются в модули напряжением 20 В, емкостью 56 А ч и 40 В, 28А-Ч. Из модулей с более высоким напряжением можно собрать энергоблок емкостью до 28,8 кВт-ч, который при напряжении 870 В обеспечивает пиковую мощность разряда 304 кВт.

Конференции и семинары

В рамках форума были проведены около 30 конференций и семинаров по различным темам: «Пассажирский железнодорожный транспорт в XXI веке»; «Организация обслуживания нового и модернизированного подвижного состава»; «Проблемы электромагнитной совместимости трамвайных сетей», а также по вопросом правового регулирования, арбитража, обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, совместимости и взаимодействия подразделений управления движением, инфраструктуры, энергетики и подвижного состава.

На конференции, организованной Польско-Украинской хозяйственной палатой и Институтом международного экономического сотрудничества, были рассмотрены перспективы польско-украинского сотрудничества в области железнодорожного транспорта в части возможных предложений технологий и инвестиций с польской стороны и поставок продукции с украинской с учетом соответствия стандартов.

В дни проведения выставки состоялось 8-е Международное межведомственное совещание Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) на тему «Облегчение пересечения границ железнодорожным транспортом в международном грузовом и пассажирском сообщениях». В совещании приняли участие представители министерств, в ведении которых находятся проблемы транспорта, пограничных, таможенных и других контрольных органов, железнодорожных компаний стран — членов ОСЖД и международных организаций: Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана ООН (ЭСКАТО), Межправительственной организации по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Международного союза железных дорог (МСЖД) и Международной федерации экспедиторских организаций (ФИАТА).

Совещание ОСЖД

Совещание ОСЖД

Участники совещания отметили, что глобализация и развитие внешнеторговых отношений между странами на евро-азиатском пространстве требуют создания условий для упрощения процедуры пересечения границ, что будет способствовать увеличению товарооборота, развитию железнодорожных перевозок и усилению экономического потенциала региона. Практическое решение вопросов минимизации времени прохождения границ зависит от тесного взаимодействия всех участников процесса, всесторонней поддержки и контроля со стороны государств, реализации необходимых мероприятий. Обобщив накопленный опыт и заслушав сообщения представителей стран, обсудив замечания и предложения, участники совещания обратились ко всем причастным государственным органам и железным дорогам стран — членов и наблюдателей ОСЖД со следующими предложениями:

  • содействовать согласованию условий проведения контроля грузов на границах в части упрощения процедур пересечения границ в процессе международных железнодорожных грузовых перевозок;
  • улучшить координацию деятельности железнодорожных коридоров ОСЖД, грузовых железнодорожных коридоров ЕС и сети трансазиатских железных дорог в части упрощения процедур пересечения границ с использованием положений программы по совершенствованию международных железнодорожных перевозок ЭСКАТО ООН;
  • способствовать принятию и реализации комплекса мер пограничных, таможенных и железнодорожных ведомств, направленных на сокращение времени пересечения границ, в первую очередь в грузовых коридорах ОСЖД; сокращать технологические нормативы времени пересечения границ; активнее внедрять в эксплуатацию подвижной состав с автоматически изменяемой шириной колесных пар; использовать инновационные технологии, в том числе инспекционно-досмотровые сканеры, показавшие высокую эффективность; создать единое информационное пространство транспортных систем стран — членов ОСЖД с целью внедрения безбумажной технологии; активировать применение и расширять географию использования унифицированной железнодорожной накладной ЦИМ/СМГС в международных грузовых перевозках;
  • обратиться в ЕЭК ООН с просьбой максимально учитывать аспекты облегчения пересечения границ при разработке положений единого железнодорожного права.

Рекомендовано заинтересованным сторонам ежегодно проводить совместные встречи для подведения итогов работы по упрощению процедур пересечения границ с анализом причин задержек, выполнения нормативов и выработки дальнейших совместных действий; использовать передовую практику пересечения границ на пограничных (передаточных) станциях, представленную в программе действий по облегчению пересечения границ, принятой в Санкт-Петербурге в 2012 г.

Вечером первого дня выставки во дворце «Солидарность» г. Гданьска прошли награждения премиями за разработки и достижения в области железнодорожного транспорта, учрежденными польскими организациями, а также престижной международной премией «Золотая колесница». За вклад в развитие железнодорожного транспорта и международных отношений в различных номинациях премию получили министр инфраструктуры и развития Республики Польша М. Васяк, председатель ОСЖД Т. Шозда, компании РКР BGMRailway line и TRACK TEC.

Динамика роста масштаба и представительности выставки TRAKO, а также растущая поддержка со стороны международных профильных организаций выводят этот форум на передовые позиции среди международных выставок железнодорожной техники и технологий.

Железные дороги мира - 2015, № 11