Железная дорога является видом транспорта, который отличается от других наличием большого количества связей между инфраструктурой и подвижным составом, с одной стороны, и между самими подвижными составами, с другой стороны. Необходимость в упорядочении этих связей возникла с самого начала.
В английских шахтах габариты вагонов для перевозки угля зависели от размеров штольни. Затем, когда поверхность качения была усовершенствована при помощи системы колес на винтовых пружинах, необходимо мыло суметь точно зафиксировать расстояние между ними. Наконец, поскольку усовершенствованный двигательный механизм позволял тянуть больше одного вагона одновременно, вагоны были снабжены системами, позволяющими цеплять их один к другому. Эти системы сцепки должны были иметь общую конструкцию. Именно таким образом каждая линия получила свои особые технические характеристики.
Проблема совместимости возникла уже тогда, когда первые железнодорожные линии начали, на границе зоны их деятельности (границы концессии или границы между странами), присоединяться к другим линиям.
Компании могли состыковать свои пути только если расстояние между рельсами было одинаковым, что, вначале, при отсутствии единого плана развития железных дорог, зависело скорее от везения. Расстояние в 1435 мм стало необходимостью, потому, что первые компании купили свои первые локомотивы в Англии у Cтефенсон и под их характеристики укладывали пути или адаптировали существующие. Преобладание спецификации в строительстве стало нормой.
В местах стыковок путей разных железнодорожных сетей строились «сменные» вокзалы, где пассажиры пересаживались, а товары перегружали. Когда эти вокзалы располагались по обе стороны стыковки, все оснащение и весь персонал дублировался. Более рациональным стало построение общих вокзалов, работа которых определялась соглашениями между компаниями, то есть международными договорами.
Было практичней обмениваться вагонами, то есть передавать целые составы соседним ж/д, что сводились бы только к смене локомотивов, тем более, что их автономия была в то время слабой.
Однако даже в то время, когда вагоны были очень простыми, габариты загрузки, например, отличались. Затем, по мере усовершенствования подвижного состава, возникла техническая несовместимость, и как следствие – необходимость в упорядочении. Системы сцепки, размер и высота буфера, расстояние между осями колес (ограниченное диаметром поворотной части суппорта), размеры переходных мостиков и вагонных гармошек, тормозные системы, междувагонное соединение систем подачи сжатого воздуха, отопительного пара, систем подачи воды и т.д. (названы самые важные) - по всем этим пунктам компании должны были выработать совместимые или унифицированные системы, которые сделали бы возможным обмен вагонами.
Примечание: в некоторых странах перегрузка и пересадка осуществляется вместо обмена подвижным составом, несмотря на то, что железные дороги этих стран создавались по единым нормам, а иногда и принадлежали к единой железнодорожной сети (напр. Близкий Восток, Индия, Африка).
Posted in