Skip to main content

Работа составов, образующих пассажирские поезда

Общие сведения
Группа вагонов, образующих состав пассажирского поезда, обслуживает поезда, определённые в соответствии с рабочим планом, составленным для этой группы вагонов при разработке расписания движения поездов. Для представления организации работы поездных составов следует дать толкование нижеследующих терминов:

Оборот поездного состава – количество поездов, курсирующих по определённым маршрутам, обслуживаемых данным составом в определённой последовательности с момента отъезда с начальной станции, являющейся станцией приписки для рассматриваемого состава, до момента повторного отъезда того же самого состава с тем же самым поездом (под тем же самым номером).  

Время оборота – время, за которое поездной состав обслуживает поезда, определённые его оборотом.

Планы оборота составов представляют собой один из основных элементов организации пассажирских перевозок. Их должное выполнение и разработка позволяет обеспечить:

  • в соответствии с расписанием движения своевременное обслуживание определённых поездов наименьшим числом составов,
  • наличие необходимого времени нахождения составов на станциях приписки и оборота с целью выполнения нужных действий по оснащению вагонов и подготовки составов к пути следования.

Каждый план охватывает множество  поездов, отвечающих одному типу состава. В благоприятных случаях  речь может идти о нескольких группах поездов, если им соответствуют составы того же самого типа.

Принципы организации оборота составов
Приписание состава к поездам, курсирующим по разным маршрутам
Принцип приписки состава к поездам, курсирующим по разным маршрутам, действует, прежде всего, в отношении межрегиональных и региональных поездов. Последовательность обслуживания поездов определяется в соответствии с минимальным показателем времени, необходимого для передачи состава от одного до другого поезда.  

Иногда при использовании такого метода организации оборота составов используется так называемый «кольцевой проезд», когда состав обслуживает поочередно поезда, вступающие в движение на разных участках сети, из которых последний отправляется до станции приписки состава.В случае, представленном на рисунке 2, рассматриваемый состав поочередно обслуживает 17 поездов в течение 4 суток, после чего примет обслуживание поезда № 1. Время оборота в этом случае образуется из суммы времени следования в составе поезда, а также времени нахождения на станциях приписки и оборота.

В каждом составленном плане оборота составов прописывается:

  • число составов необходимое для обслуживания множества  поездов, подпадающих под план. Этим числом определяется значение времени оборота (в сутках). В рассматриваемом случае обязательно наличие четырёх составов;
  • число вагонов  в составе и плане оборота (произведение составов и вагонов в составе поезда);
  • суточный пробег и время работы состава.