Skip to main content

Работа тяговых единиц и обслуживающих их бригад

Главной целью организации труда  является минимизация числа тяговых единиц и числа обслуживающих их бригад, задействованных при обслуживании поездов, определённых расписанием движения. В плане по обслуживанию таких поездов даются указания:  

  • по выбору тяговых единиц, соответствующих параметрам обслуживаемых поездов и параметрам используемой линии (трассы),
  • по времени и условиям работы бригад, обслуживающих тяговые единицы.

В любом локомотивном депо составляются планы работы тяговых единиц и бригад, обслуживающих тяговые единицы, так называемые наряды (расписания дежурства). Основные принципы организации работы тяговых единиц и обслуживающих их бригад одинаковы как в отношении пассажирских поездов, так и грузовых. Основой работ по организации обслуживания является график движения поездов. В этой связи рекомендуется одновременно проводить составление графика движения поездов и плана работы тяговых единиц и обслуживающих их бригад, поскольку небольшие сдвиги в прохождении трассы поездами в графике движения могут значительно увеличить эффективность использования тяговых единиц и обслуживающих их бригад.

В том случае, когда тяговые единицы постоянно обслуживаются одной и той же бригадой, составление плана работы тяговых единиц с одной стороны и обслуживающих их бригад с  другой стороны тесно взаимосвязаны друг с другом. Обслуживание тяговых единиц той же самой бригадой благотворно сказывается на их техническом состоянии. Недостатком такого организационного метода является зависимость работы тяговых единиц от времени работы бригад (тяговая единица, несмотря на свою эксплуатационную готовность, может стоять на станции оборота  и не использоваться по причине времени необходимого для отдыха бригады. В случае использования сменных бригад вышеописанный недостаток не встречается.

При организации работ тяговых единиц учитываются нижеследующие типы обслуживания поездов:
участковое обслуживание (невыгодное) – локомотивное  депо приписки – локомотивное депо оборота (с перерывом для отдыха бригады  при длительном следовании поезда) – локомотивное депо  приписки или  локомотивное депо приписки – оборота (без  перерыва для отдыха при среднем и коротком следовании поезда)  - локомотивное депо приписки, где  бригада отдыхает по месту проживания.

Маятниковое обслуживание (окружное) – тяговая единица делает несколько оборотов (как минимум 2), не заезжая в локомотивное депо приписки и оборота. Обслуживание поезда в случае необходимости  производится на станции локомотивного депо оборота, а замена  бригады  на станции локомотивного  депо. Организационный метод  применяемый широко  для  агломерационных поездов.

Кольцевое обслуживание (самое выгодное) – в срок  между  последующими периодическими осмотрами тяговая единица вообще не заезжает в локомотивное депо приписки. Мелкие неисправности  устраняются  в локомотивных депо оборота, замена бригад производится во время коротких стоянок  на станции локомотивного депо приписки. Рекомендуется такой выбор маршрутов следования поезда, чтобы продолжительность  езды + продолжительность экипировки и обслуживания  в локомотивном депо оборота не превышала допускаемого времени роботы локомотивной бригады.

 Конвейерное обслуживание (по петле)  – разновидность кольцевого обслуживания. Поезд заезжает  в локомотивное депо приписки за каждым вторым оборотом и только из одного направления.

Планы работы тяговых единиц и локомотивных бригад  составляются в графическом виде  (так называемом графике работы тяговых единиц и  бригад), отдельно  для  каждого  вида (подмножества) поездов и для одинаковых или подобных серий тяговых единиц, таким образом, чтобы в случае необходимости тяговые  единицы, предусмотренные в графике движения, могли быть взаимно  заменены.

График работы  тяговых единиц и локомотивных бригад  составляется  подобным образом, как график расписания движения поездов: ось ординат  Y представляет собой путь следования тяговой единицы с поездом или самостоятельно, ось  X – время работы тяговой единицы  (рис. 3).

Перевод надписей (сверху вниз): сутки 1, сутки 2, сутки 3
Станция Б, станция А, бригада 1, бригада 2.

Рис. 3. Образец графика работы тяговой единиц и обслуживающих её бригад


Использование тяговых единиц является оптимальным, если план их работы:

  • минимизирует время перехода тяговый единицы с одного поезда на другой поезд,
  • предусматривает метод обслуживания поездов, соответствующий наличествующим условиям,
  • допускает  в случае больших перерывов в обслуживании основных поездов  возможность обслуживания отдельных поездов другого типа ( других подмножеств) .

График работы бригад (рис. 3) должен составляться на основании  плана работы тяговых единиц с указанием времени (часов) начала службы и окончания службы и общей продолжительность (времени) работы. По планам работ рассчитывается число тяговых единиц и бригад необходимое для обслуживания.